Содержание:
Lockheed AC 130 - летающая артбатарея непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя. Основой для данной машины является самолет C 130 фирмы Lockheed. Основное назначение - это огневая поддержка разведывательно-диверсионных подразделений и сухопутных войск. Экипаж самолета AC-130U Spooky включает в себя 13 человек: 2 пилота, штурман, 2 наблюдателя, 4 оператора радиоэлектронных средств, офицер управления огнем и 3 стрелка.
На вооружении ВВС США на данный момент остается 21 самолет. Некоторые из них последнее время привлекаются к испытаниям тактического боевого лазера, одного из вариантов вооружения ганшипов нового поколения. Последнее время AC 130U прошли модернизацию и теперь их часто обозначают, как FC130 +4. Вооружение состоит из 25-мм автоматической авиапушки GAU-12, 40-мм пушки L-60, разработанной еще в 1932 году шведской фирмой Bofors и 105 мм орудием M-102. Первой серьезной задачей, которая встала перед американскими ганшипами, стали операции в Индокитае во время Вьетнамской войны. Также американцы использовали данные самолеты для охоты за автотранспортом на тропе Хо Ши Мина. Это серия сухопутных и водных транспортных путей, общей протяженностью около 20 тысяч километров на территории Лаоса и Камбоджи, во время войны во Вьетнаме. Сухой сезон 1970-1971 годов принес самолетам АС-130H наибольший успех. Ночные охотники записали на свой счет около 12 741 уничтоженных и поврежденных автомобилей. Правда, стоит отметить, что данная цифра очень условна, так как еще более 5 000 грузовиков записали на свой счет экипажи других самолетов. При этом, по данным американской разведки, весь автопарк Вьет Конга состоял из 18 000 машин. В отчетах пилотов, явно имели место приписки. Однако уже в 1972 году ситуация изменилась, разведка США обнаружила на тропе первые советские комплексы ЗРК С-75. Над самолетами АС-130 автоматически нависла смертельная угроза, так как от ракет «земля-воздух» неуклюжим винтокрылым машинам спасения не было. Но отменить полеты американцы не решились, уж очень эффективна была деятельность ночных охотников. Расплата за это наступила 31 марта, когда АС-130, вооруженный 105-мм пушкой, был сбит огнем зениток с радиолокационным наведением, 15 членов его экипажа выжили и были эвакуированы на большую землю вертолетами, но уже через 2 дня ракета комплекса С-75 отправила на землю второй ганшип, экипаж которого погиб полностью. Потеря двух дорогостоящих машин заставила американцев отказаться от полетов, 2 апреля 1972 года была поставлена точка в использовании данных машин во Вьетнаме. После Вьетнама самолеты АС-130 надолго остались без работы, прервав свой простой в октябре 1983 года в ходе вторжения США на Гренаду. Экипажи ганшипов подавили несколько батарей малокалиберной зенитной артиллерии Гренады, а также обеспечивали огневое прикрытие высадки десантников. Следующей операцией с их участием стало «Правое дело» - вторжение США в Панаму. Боевые действия продлились недолго - с 20 декабря 1989 года по 7 января 1990 года. Почти полное отсутствие ПВО и очень ограниченная территория конфликта сделали АС-130 королями воздуха. Во время «Бури в пустыне» 4 самолета АС-130Н из состава 4-й эскадрильи сделали 50 боевых вылетов, общий налет превысил 280 часов. Главной целью ганшипов было уничтожение пусковых установок баллистических ракет Scud и РЛС раннего обнаружения воздушных целей, однако ни с тем ни с другим они не справились. Во время операции выяснилось, что в условиях пустыни, в жару и насыщенном песком и пылью воздухе инфракрасные системы самолетов оказались абсолютно бесполезны. Более того, один АС-130Н во время прикрытия наземных войск в бое за Аль-Хафи был сбит иракским ЗРК, весь экипаж самолета погиб. Данная потеря подтвердила известную еще со времен Вьетнама истину – в районах, насыщенных средствами ПВО, таким самолетам делать нечего.